Поиск по этому блогу

Культурная жизнь в Бендерах



ФАНАТ КУЛЬТУРЫ

Вячеслав Долгодворов «сквозь тернии» ведет свой ДК к полувековому юбилею

Какие ассоциации возникают при упоминании о современном Доме Культуры? Направляясь в ДК им. П. Ткаченко, мы ожидали увидеть обычную картину последних лет: пустые репетиционные залы, пылящийся реквизит и скучающих руководителей кружков, тщетно ожидающих новых учеников.  Но нас удивили…

«А больше я ничего не умею!»

- Где ваш директор? – спрашиваем у вахтерши во Дворце Культуры.
- А он танцует! – следует ответ.
В зеркальном зале пятеро ребят разучивают поклон со шляпой. Их преподаватель – обаятельный мужчина чуть за сорок в будничной одежде и черно-белых танцевальных туфлях. Он терпеливо и  спокойно  объясняет студентам актерского отделения -  как изящно  поклониться зрителю. Он – Вячеслав  Долгодворов, директор ДК им. П. Ткаченко, балетмейстер и режиссер.
Пока мы идем в кабинет, Вячеслава Геннадьевича перехватывают: какие занавески повесить в зале, куда отнести грунтовку и какие номера включить в программу празднования Масленицы.  «Все, теперь я ваш», - приятно улыбается Долгодворов, но рабочий и мобильный телефон постоянно трезвонят, отвлекая.
Вячеслав Геннадьевич – настоящий  фанат культуры. «В любое время дня и ночи мы выходим и проводим мероприятия. Вот сейчас холодно, а мы должны Масленицу на улице  играть!»
Вячеслав Геннадьевич со вздохом говорит, трудящимся в отрасли искусства приходится жертвовать многим, в первую очередь – семьей. «Ты работаешь в выходные, ты работаешь в праздники, у тебя рабочий день ненормированный.  Вот тебе позвонили, ты выбежал и пошел работать, и никто тебя не спрашивает:  можешь ты или нет».
«Без пяти минут доктор театроведенья» - так шутливо называет себя директор ДК. Он закончил докторантуру в кишиневской  Академии театра, музыки и изобразительного искусства. Сейчас готовится защитить диссертацию «Особенности режиссеры в русских театрах Молдовы».
А начинался этот творческий путь длиною в жизнь с  того, что родители отдали 9-летнего Вячеслава в музыкальную школу. Затем  был детский театр, неизгладимое впечатление от вида огромного концертного зала и желание связать свою жизнь только с этим.  «А я больше ничего и не умею!» - смеется Вячеслав Геннадьевич. По окончании школы он поступил на режиссерское отделение Кишиневского института искусств, там же освоил хореографию.
Первой своей профессией считает режиссуру, которая всегда была неотъемлемой частью жизни прирожденного театрала. Вячеслав Долгодворов занимается большими проектами массовых мероприятий. Последняя его работа – музыкально-хореографическое театрализованное представление «Наша с тобой биография» к 20-летию Приднестровской Молдавской Республики. В представлении на тираспольской площади Суворова 2 сентября 2010 года было задействовано около трех тысяч человек, множество дрессированных животных и сопроводительная техника.  Также  Вячеслав Геннадьевич ставил театрализованное представлении к  595-летию г. Бендеры.
В следующем году будет  10 лет, как Вячеслав Геннадьевич стал директором ДК им. П. Ткаченко, хотя начинал он как обычный учитель танцев.  В 1993 году, он вместе со своей супругой-хореографом открыл кружок бальных танцев. Первые занятия проводились на швейной фабрике, некоторое время спустя пару пригласили во Дворец Культуры.
Строгий педагог – это не о Долгодворове. Он очень демократичен и воспринимает учеников прежде всего как друзей и коллег. И постоянно стремится раскрыть для них что-то  новое, научить их тому, чего они не знают. Так, например, Вячеслав Геннадьевич часто обсуждает со своими воспитанниками спектакли и театральные постановки, чтобы ребята понимали критерии, по которым их будет оценивать зритель.
Сам режиссер и балетмейстер никогда не останавливается на достигнутом и постоянно занимается самосовершенствованием. Это и подтолкнуло его продолжить образование и поступить в докторантуру. Он выделяет три уровня знаний  - «Я не знаю, что я не знаю», «Я знаю, что я не знаю» и «Я знаю, что я знаю», - и считает, что творческий человек должен быть образованным.
Быть посредником между зрителем и искусством – такова миссия деятелей культуры. «Бывает такое, что больной выходишь на сцену и радуешь зрителя», - с усталой улыбкой говорит он.

 Дом тысячи искусств

Дом культуры имени П.Ткаченко в следующем году будет отмечать свое 50-летие. Уже сейчас сотрудники готовятся к тому, что весь 2012 год будет юбилейным.
- У нас представлены  все виды искусства, - с гордостью Вячеслав Долгодворов, – драматическое, хореографическое, вокальное, литературное…Только живописи нет… Зато есть фотоискусство. Бендерский ДК -   единственный дом культуры в республике, в котором 30 коллективов носят звание «образцового» или «народного». А всего клубов по интересам, кружков, любительских объединений 37.
- Занимаются в наших студиях  люди от четырех лет и до плюс бесконечности, - шутит Вячеслав Геннадьевич.- Например, народный хор «Ветеран» объединяет людей пожилого возраста. Сейчас и телевидение, и шоу-бизнес ориентируются на молодежную аудиторию. Люди старшего поколения, по сути, остались без внимания. А у нас богатейший репертуар, интересный и привлекательный именно для них.
Много в ДК кружков для малышей – танцевальные и вокальные ансамбли, детский театр. Во второй половине дня Дом культуры оживает. Девочки из цирка «Юность» разминаются в тренажерном зале, а парни прямо в фойе занимаются с гантелями и гирями. В танцевальном зале  малыши разучивают свои первые движения в спортивных бальных танцах. А в это время девочки–акробатки из цирковой студии уже поднимаются на сцену, чтобы отрабатывать свои номера. Они спешат, потому что скоро им придется уступить место маленьким актерам из театра юного зрителя и вокалистам из ансамбля «Феличитатя».   
-Некоторые занятия платные,- продолжает Вячеслав. -  Это те виды искусства, которые сейчас популярны, востребованы. Например, восточные и индийские танцы, современные бальные. Это определяет мода. Но в большинстве кружков бесплатное обучение.
У Дома культуры есть и свои бренды, коллективы, уникальные в республике. В основе их работы оригинальное соединение разных видов искусства. Здесь есть множество театров разных направлений: театр марионеток, эстрадной песни, танца и танцевальных  миниатюр.  

 Культура попала под сокращение

Вячеслав Долгодворов, считает, что в республике нет государственной программы развития культуры. «Ни у кого нет четкого представления, в каком направлении нам двигаться». На днях в ДК пришел приказ за подписью министра просвещения. В нем перед руководителями учреждений культуры ставится задача – «представить проект по сокращению числа работников бюджетной сферы». В этом переходе на самоокупаемость министерство видит «перспективы развития культуры в республике».    
- Это звучит как насмешка, - возмущается Вячеслав Геннадьевич.- Культура не бизнес. Она не может сама себя обеспечивать. Ведь чтобы что-то создать, необходимо сначала вложить в этот продукт и деньги, и творческие силы. Можно написать гениальный сценарий, но его еще нужно воплотить на сцене. А для этого нужны костюмы, реквизит. Содержание, даже самое замечательное, не может существовать без формы. У нас же только заработная плата сотрудникам поступает из бюджета, а все остальные расходы в нем вообще не предусмотрены. Теперь же по новым планам министерства просвещения некоторые работники культурной сферы могут лишиться и своих зарплат.
Еще одна проблема многих коллективов республики и бендерских в частности  – отсутствие гастрольной деятельности. Вячеслав Геннадьевич разводит руками.
- Как выезжать куда-то, если у нас нет транспорта. Даже выступить в Тирасполе сложно. Ведь нужно везти с собой костюмы, реквизит. Конечно, некоторые наши ансамбли  принимают участие в молдавских, российских и  украинских конкурсах, но едут туда исключительно за свой счет.
 - В Бендерах образовался некий вакуум в сфере культуры.  Мы  варимся здесь в собственном соку. Поэтому и получаются стандартные программы.  Как можно идти в ногу со временем, не изучая новые направления и тенденции развития культуры в мире, не обмениваясь опытом со своими коллегами.
Директор ДК им.П.Ткаченко еще пять лет назад предложил создать в Бендерах на базе учреждений культуры, Дворца детского и юношеского творчества и  сельских клубов единый социо-культурный комплекс. Главный аргумент  в пользу этого проекта   целенаправленное  распределение средств.
Но почему-то идея В. Долгодворова в министерстве просвещения не нашла поддержки.
- Прорехи в духовности и культуре уже сейчас заметны, – продолжает Вячеслав Геннадьевич.-  И это пугает.  Когда теряются традиции, очень сложно их вернуть. Вот раньше была традиция ходить в театр.  Зрители шли на спектакль или концерт как на праздник.  Для них театр или ДК был действительно храмом искусства.   Сейчас  это утрачено.  Первоисточник этих изменений, на мой взгляд,  в семье. Сегодня людям важнее накормить своего ребенка, чем сходить с ним на спектакль.  Задачи школы в основном сводятся к обучению.  И только кружки, студии и школы искусств занимаются непосредственно творческим, эстетическим и духовным воспитанием детей.   
Говорят, что любят не за что-то, а вопреки чему-то. Так и люди искусства продолжают любить свою профессию вопреки  всем трудностям. Их не могут сломить ни отсутствие финансирования и поддержки со стороны властей, ни мизерная заработная плата, ни преобладание массовой низкопробной культуры. Они по-прежнему остаются фанатами своего дела.